Операция или консервативное лечение?
Здравствуйте, уважаемый Тимур Юсуфович!
Обращаюсь к Вам по поводу моей мамы. Помогите, пожалуйста, советом - какой способ лечения выбрать - консервативный или оперативный.
Моя мама - Вера Федоровна, 76 лет, вес 63 кг, рост 155, пенсионерка. Живет в Тольятти. Характер стойкий, скрытный, упрямый, нетерпеливый. До возникновения описанной ниже проблемы вела активный образ жизни, няньчилась с правнуком, много ходила пешком, много плавала в бассейне, в море (но, конечно, неправильно - с задранной головой), каждое утро начинала с зарядки. Хотя сейчас она призналась, что у нее давно онемевший большой палец правой ноги.
В апреле она была у меня в гостях, на море. Каждый день ходила на пляж, но в это время года с моря дует холодный ветер, возможно, на пляже ее продуло. Внезапно, в положении стоя, дома, у нее появилась сильная боль в правой ноге, сверху до низу по задней стороне ноги, и ощущение такое, как будто внутри ягодицы воткнули кинжал и поворачивают. На ногу стало невозможно наступать. Мне она об этом не сказала. Потом сказала, что сильно болит спина. Спину мазали мазью Вольтарен. Боли в спине продолжались до отъезда, но она продолжала ходить на пляж.
После возвращения домой ей стало хуже - стала сильно болеть нога. (Оценивает в 10 баллов по 10 -балльной шкале) .Ощущения кинжала, онемение ноги, слабость ноги - "как будто не слушается". В конце мая обратилась к платному невропатологу, та ей назначила обезболивающие и противовоспалительные уколы. Как она говорит - "блокаду". Уколы делали в течение 10 дней. Тогда она говорила мне, что уколы ей совсем не помогают, что она постоянно пьет анальгин потому что не может заснуть от боли. Поскольку каждый укол был платный, а врач сказала, что лечение надо продолжать, моя мама в целях экономии пошла в районную поликлинику. Там терапевт (к неврологу сразу не попадешь - большая очередь) назначила такие же уколы - мидокалм, противоспалительные, обезболивающие. К сожалению, не могу сказать точно, какие именно лекарства, потому что регистратура потеряла ее карточку, где все было записано. В общей сложности лечение длилось месяц. По ее словам, оно ей не помогло. Хотя сейчас, когда она привыкла к боли, она говорит, что после уколов стало легче, просто она ожидала, что совсем пройдет, а этого не случилось.
В середине июля она ездила на консультацию к хирургу в областную больницу. Хирург назначил операцию. Другой хирург - самарской городской больницы им. Пирогова тоже сказал, что необходима операция. Рекомендованный невролог, увидев, что она ходит своими ногами, сказал, что операция ее угробит. Вы совершенно правы, Тимур Юсуфович, когда пишете, что хирурги настроены на операцию, а неврологи - на лечение.
Поэтому я стала искать независимого, неравнодушного и глубоко думающего врача. Так нашла Ваш сайт, обратив внимание на фразу "Интеллектуальные пациенты". Вы пишете, что не столько важны размеры грыжи, сколько ее расположение. И особенно важны симптомы. Поэтому описываю состояние моей мамы на сегодняшний день.
Ночью у нее ничего не болит. Утором встает, доходит до туалета. на обратном пути появляется сильная боль в ноге 9 баллов. Под крестцом справа как будто кинжал, сильная боль по задней стороне ноги сверху до низу. Особенно сильно болит икра. Она ложится, отдыхает. Потом снова встает, проходит немного больше. Потом снова ложится отдыхать. Так постепенно "расходится". В течение дня, если не нагружать, боль терпимая - 2-3 балла. До магазина (600 м туда и обратно) доходит нормально - 2-3 балла. Если идет в поликлинику ( 2 км туда и обратно) на обратном пути уже нога сильно болит - 7-8 баллов. Нога немеет, не слушается. Мама боится упасть. Стоять на правой ноге вообще не может. Когда нужно готовить еду - стоит на одно ноге или подставляет табуретку. Сидеть долго тоже не может. В неуставшем состоянии может без проблем наклониться вперед. Встает на носки, на пятки, при этом говорит, что ощущения в ногах одинаковые. Качество жизни считает очень низким, страдает от того, что "заперта в четырех стенах", хочет делать операцию, хотя боится. Но я боюсь больше, потому что много читаю и вижу статистику неблагоприятных исходов после операции в таком возрасте.
Прошу Вас, Тимур Юсуфович, помогите, пожалуйста, советом, чтобы нам принять правильное решение.
1. Необходимо ли делать операцию или возможно ждать лизирования грыжи?
2. Где наименьший вред - в ожидании, которое может не оправдаться, или в операции, которая может не дать желаемого результата или вообще привести к негативным последствиям?
3. И еще один вопрос для моего понимания: в описании МРТ я не нашла слова "секвестрированная грыжа", а хирург, написавший свое заключение, пишет "Секвестрированная грыжа L4-L5". Это какая-то ошибка, или я чего-то не понимаю?
Прилагаю описание МРТ, результат ЭНМГ и заключение хирурга. К сожалению, не знаю, как вам показать снимки МРТ - они на пленке большого формата.
Прошу прощения, если написала много лишнего и не по делу. Заранее благодарю за помощь в принятии столь непростого решения.
886 просмотров